Александр Новиков: ЗОНА РИСКОВАННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (Часть 6)

Аграрные секторы Севера и на Юга имеют свои особенности: Юг тяготеет к прошлому.


Основной враг человечества

Принципиальное отличие северного хозяйства от южного с особой силой проявилось в период машинной революции. С производящей точки зрения, преимущественно аграрный Юг в целом остался таким, каким он и был во времена фараонов. А индустриальный Север (европейский, российский, американский) шагнул в будущее; казалось бы вопреки элементарной логике, поскольку избыток южных производительных сил по всем формальным расчётам должен превышать северные. Но в реальности рывок произошёл именно там, где условия жизни намного суровей. Здесь парадокс, не учтённый, кстати, классиками марксизма-ленинизма. Они подходили к исследованию основных механизмов исторического процесса довольно прямолинейно, «по бухгалтерски», не заметив, что человеческая История развивается зачастую парадоксальным образом. Данная тема философски осмыслена в работах английского философа и историка Арнольда Тойнби, в категориях «вызовов и ответов», являясь основным алгоритмом его исследований. Тойнби говорит в своих работах, что исторический «ответ» цивилизаций есть закономерное следствие тех или иных «вызовов». Всё вполне по Аристотелю и где-то даже по нашим революционным «китайцам», с их довольно жестокой поговоркой: «чем хуже, тем лучше».

Только надо помнить, что «вызовы» идут не только от внешних этнических сил, войн и нашествий, но и от самой Природы, иной раз выступающей в качестве самого настоящего агрессора. Однако основным врагом человечества  пока что является само человечество.

 

Михаил Пришвин про поход украинских панов на север

Эта поучительная история — часть истории казачества, причём довольно неприглядная. Вместе с тем она свидетельствует о великолепной хозяйственной смекалке северного русского мужика в эпоху Смуты на Руси.

Как известно, в то время среди инородцев-интервентов, терзавших государство в начале XVII века, оказались и малороссийские казаки-униаты, ставшие наёмниками у поляков-католиков под предводительством «тушинского вора» Лжедмитрия II. Оказавшись после разгрома в «зоне рискованного земледелия», себя они по-прежнему величали панами, много безобразничали, но кончили безрадостно и позорно. Писатель Михаил Пришвин, опубликовавший в 1907 году свое первое значительное произведение, повесть «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», в связи с событиями в Олонецкой губернии сообщает об этих «панах» следующее:

«…вторжение панов относится к тому времени, когда разбитые в сердце России войска второго самозванца рассеялись по ее окраинам. Эти банды поляков, татар и казаков вторглись в Олонецкую губернию из Вологодского и Белозерского уездов. «Паны», по современным актам, оскверняли церкви божии, снимали с образов оклады, мучили и секли крестьян, отнимая у них деньги и другое имущество, выжигали гумна и клети, а хлеб увозили с собой…

Шайки грабителей бродили по Олонецкому краю более трех лет (до начала 1615 года). В конце 1614 года царь Михаил Федорович отправил на имя белозерского воеводы Чихачева грамоту с приказанием объявить казакам всепрощение и пригласить их на государеву службу против шведов с обещанием денежного жалованья. Казаки откликнулись и в январе 1615 года явились в сборном пункте (село Мегра Вытегорского уезда) в количестве от тридцати до сорока тысяч человек при семидесяти четырех атаманах, желавших идти на государеву службу под Новгород, под Ладогу и под Орешек.» (конец цитаты)

Но это был ещё не конец истории «панов» на русском Севере. Многие из них не поверили царю и по-прежнему продолжали грабить мирное население, быстро деградируя и превращаясь… в «казачков». Заметив среди олонецких крестьян выражение «нанять в казаки», Михаил Пришвин в своей замечательной повести сообщает в сноске:

«Казаки долго грабили местных жителей, но потом, укрываясь от преследований, по-видимому, сами попали в зависимое положение от населения. Мне рассказывали, что в старину этих укрывавшихся в лесу людей крестьяне запрягали в соху вместо лошадей.» (конец цитаты)

Здесь кстати объясняется, почему в петербургских трактирах половых (то есть «халдеев» по-современному) до революции называли «казачками». Это ещё одно следствие Смутного времени.

 

Проблемы американских хлопкоробов на юге

История знает великолепную иллюстрацию географического антагонизма Севера и Юга на примере гражданской войны в США.

Почему южане-конфедераты поддержали рабство, а северяне были против? Дело в том, что на темнокожих выносливых рабах держалась вся экономика аграрных районов, где выращивали хлопок и  сахарный тростник. Победа, воля северян, полностью подрубала экономику Юга. Ведь южанин-плантатор, превратившись в обычного работодателя, не мог на месте организовать их труд вольнонаёмно, не разорившись при этом дотла (расценки другие)… Не мог он также переехать со своими освобождёнными рабами, допустим, из Луизианы в окрестности Великих озёр, чтоб заняться там деревообработкой, рыбалкой или чем-то ещё, поскольку его темнокожие работники в этом северном хозяйственном комплексе были совершенно бесполезны в профессиональном смысле. Да и с житейской стороны вчерашним рабам пришлось бы на новом месте нести непомерные личные расходы на тёплую одежду и проживание в домах с печным отоплением. В даной ситуации у конфедератов был единственный выход: с оружием в руках отстаивать свой образ жизни, своё имущество, своё достоинство и «хижину дяди Тома» (тоже свою, но не для себя). Фактически, они стали заложниками естественного хода исторических процессов; в первую очередь индустриальной революции. Эпоха фараонов закончилась, и унылый труд раба-южанина оказался не в цене. Это в США.

А в России климат ещё суровее.

Впрочем, стоит ли ворошить такую древность?

В связи с темой южного рабства в районах, где выращивается хлопок, я невольно вспомил Мурада, бывшего вузовского сокурсника в начале 80-х.

 

Мурад из Мары

Это был тихий молчаливый туркмен. Он постоянно слегка улыбался про себя и больше всего любил часами шататься на Гостинном, где рулонами скупал разноцветные ткани, чтоб отправить их домой, в Мары. Сам одевался скромно, не пил и не курил, как и подобает настоящему мусульманину. Учился на тройки, сдавая зачёты с третьей попытки, как правило... Но на лекции ходил регулярно, сидел ровно, слушал внимательно, едва ли что-то понимая. Преподавателям нравилось.

На дворе был развитóй социализм, а в Афгане война продолжалась.

Мурад, зачем тебе диплом?

Домой привезу, должность дадут. Потом женюсь сразу.

Какую должность?

Найдут что-нибудь… Маленьким начальником сперва.

Так у вас и специальностей таких нет.

Это не важно. Важно, чтоб диплом был. Там его никто и читать не будет. Может, врачом только не смогу.

Так, ненавязчиво распрашивая сокурсника, я вдруг узнаю с удивлением, что в их советской республике до сих пор существует рабство. Не поверив сперва, переспросил: «Может, ты имеешь ввиду тех, кто нанялся в прислугу за деньги? У нас таких полно.»

Нет, настоящие рабы! Просто платишь кому надо и тебе приводят человека. Ты его можешь продать или убить, и никто ничего спрашивать не будет. Но такое редко случается. Покупают для работы и только кормят потом, одевают, говорят где спать, и всё. У них и паспорта нет.

И как дорого стóит такой раб?

Разные цены… Молодой и сильный, или женщина молодая, тысяч десять будет. Есть дешовые, тысяч по пять всего. Вы, русские, не знаете нашей жизни. У нас всё по-другому!

Он замолчал, потом продолжил через некоторое время, сказал, что дома родственники уже нашли ему невесту и калым приготовили. Но он её ещё не видел.

И большой калым они собрали?

Зачем большой? Тясяч пятнадцать или двадцать, наверное. Точно не знаю.

Мурад по-прежнему улыбался чему-то. Может, опять решил побродить по Гостинному, чтоб потратить все карманные деньги на отрезы для своей будущей семьи? Это было его единственное развлечение в Ленинграде начала восьмидесятых.

Комментарии

28 октября 2014, 16:20
Что-то я не сильно, однако, замечаю, чтобы наш отечественный аграрный комплекс так уж сильно "шагнул вперед", особенно за последние пару десятилетий... Скорее даже наоборот... При чем интенсивное земледелие, с использованием так называемых "ресурсосберегающих технологий" и повсеместного применения "химии", скорее идет даже во вред почвенному плодородию и экологии в целом.
29 октября 2014, 00:04
ну а как по-другому, народ стал больше есть, его надо чем-то кормить, потому и повышают урожайность химическим способом, онли бизнесс, ничего личного
29 октября 2014, 09:26
Жратва уже стала культом. Забыли, что есть нужно для того, что бы жить, а не жить для того что бы жрать)
28 октября 2014, 17:14
Пора внедрять в сельское хозяйство инновации - гидропонику, аэропонику. Все это земледелие - прошлый век
28 октября 2014, 13:39
Все правильно. Все что нас не убивает, то нас делает сильней. Вот и сейчас так. Есть возможность выйти из этого кризиса с гордо поднятой головой, а не продаваться в рабство западным колонизаторам.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»