Александр Новиков: ЗОНА РИСКОВАННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (Часть 3)

К вопросу о странном тождестве русских слов «крестьянин» и «христианин».


Русские крестьяне – не смерды, а христиане

Когда то рабство было обычным явлением во всех без исключения регионах и странах. В этом нет никаких сомнений. Вопрос в другом: был ли раб желанным и ценным товаром в северном хозяйстве?

Действительно, на Балтике в эпоху варягов-славяно-русов и викингов-германцев существовали огромные рынки рабов, о чём прекрасно известно историкам, и можно не сомневаться: торговля шла бойко. Из пределов древней домонгольской Руси контингент пополнялся в основном пленниками, добытыми во время княжеских походов. Однако содержать рабов в большом количестве было довольно хлопотно, вот их и старались побыстрее продать. Причина проста: раба ведь надо кормить, одевать и как-то обустраивать, не правда ли? Ведь зимы русские холодны… Весной бывало и голодно. В то же время подневольный труд раба не эффективен и требует присмотра, а иногда охраны. Вот и получалось, что в северном хозяйстве раб чаще всего был экономической обузой.

Традиционное русское хозяйство требовало работников способных, в первую очередь, к артельному труду с топором на постройке домов, крепостей и судов. Какой прок от тех, кто никогда этим не занимался и говорит только по-своему?

Стоит напомнить, что бóльшая часть населения Древней Руси проживала не в одиноких лесных хуторках, беспомощных пред любым нападением, а в укреплённых городах и городках, построенных исключительно из дерева на берегах рек. Подобных поселений в домонгольский период было так много, что скандинавы называли Русь Гардарикой, от словосочетания «Гарда Рейх», то есть «Империя городов».

*   *   *

Кроме продажи на невольничьих рынках в дохристианские времена, позднее, с распространением христианства на Руси появился ешё один способ избавиться от рабов, приведённых из походов: посадить их на землю! Что и делалось. Рабам давали наделы и одновременно христианизировали их. Так в русском языке слово «аграрий» стало синонимом слова «христианин»; и рабы человеческие стали божьими рабами, то есть «крестьянами». Надо отметить, что в других европейских языках этимологического тождества «крестьянин христианин» нет… От этих новообразованных аграриев-христиан, посаженных на землю за пределами стен города-кремля, собственно, и возникло крестьянское сословие. Само же место их расселения изначально называлось не «деревней» или «селом», а посадом или подолом (если находилось ниже по течению реки).

Жизнь посадских со всеми их земельными наделами была весьма тревожной, поскольку они первыми принимали на себя удары нашествий, и бывшие рабы, ставшие аграриями-христианами, могли быстро погибнуть или вновь оказаться рабами, не успев укрыться за стенами кремля. Жестокий прагматизм «живой стены» применялся тогда во всех странах, и Русь не была исключением… Возможно, с тех далёких времён в русской культуре зародился антагонизм «города» и «села», проходящий красной нитью через всю русскую историю.

Тогда же, в X XI вв., на Руси распространяются кресты энколпионы с изображением сеющего Христа. При всей глубине мистического смысла, вложенного в данный образ, мы не можем пройти мимо смысла явного, связанного непосредственно с аграрной идеей. Можно предположить, пожалуй, что изначально земледелие проникало на Русь с территорий Византийской империи в виде антисистемы, как разновидность своеобразного религиозного юродства-покаяния за те или иные прегрешения. Глубоко символично, что к той же форме «юродско-земледельческого» покаяния вышел, вполне интуитивно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

*   *   *

Означает ли всё это, что русское крестьянское сословие напрямую происходит от рабов? Нет, не означает. С домонгольского периода население многократно перемешивалось и перемещалось территориально в результате войн, принудителных переселений, брачных связей и естественных миграций; при этом вчерашние крестьяне становились горожанами, а горожане крестьянами. Подобное происходит и ныне. Более того. Мы можем говорить о первом освобождении порабощённых аграриев Древней Руси посредством христианизации, задолго до 1861 года. С точки зрения морали и права раннего средневековья, это был воистину гениальный государственный ход: принимая христианство, прежние рабы становились свободыми русскими людьми, не меняя при этом образ жизни и место проживания.

*   *   *  

Впоследствии значение той, ранней христианизации, как обряда гражданского освобождения рабов, забылось… Но не забылось, что сам труд земледельцев на севере был тяжелейшим и исключительно рабским. Так называемый «подсечно-огневой» способ состоял в том, что на местах будущих полей полностью вырубался лес и выкорчёвывались корневища. Затем всё вырубленное и изъятое из земли складывалось в длинные бурты и сжигалось дотла. Во время посевной зерна бросали прямо в золу. Богатый урожай ожидался на первый год, на второй и, быть может, на третий; после чего урожайность резко падала и цикл приходилось начинать на новом месте, потому что почва полностью истощалась. Попробуйте с помощью примитивных орудий заняться северным земледелием на досуге, чтоб вырастить свой ржаной хлебушек, и вы поймёте, что заниматься этим в древности могли только по принуждению. Или в благодарность за дарованную свободу.

(продолжение следует)

Комментарии

23 октября 2014, 17:14
Самым крупным невольничьи рынком средних веков был, как это не страно, османский Крым!! На месте нынешний Ялты ежедневно продавали сотни славян и славянок в рабство
23 октября 2014, 20:30
Ваши данные вполне справедливы. Даже западные источники, почти всегда лояльные к "больному человеку Европы" (Турции), приводят ужасающие объёмы рабов, прокачиваемых через Крым. Вот что пишет английский историк и философ Арнольд Тойнби:
"…султанские рабы добывались, за редким исключением, за пределами оттоманских границ и были военнопленными.
Кроме военного источника, существовал также рынок рабов, который поддерживался двумя группами профессиональных работорговцев. Оттоманские колонисты в Тунисе и Алжире совершали рейды вдоль морского побережья Западной Европы, а крымские татары (остатки монгольской орды Кипчака, которые сохранились в качестве оттоманского протектората) совершали набеги на Причерноморскую степь в Польшу. Средний годовой вывоз рабов из татарского Крыма в Константинополь достигал 20 000 человек.» (конец цитаты)
20 тысяч рабов ежегодно, это в среднем примерно 50 - 55 человек ежесуточно.
23 октября 2014, 23:32
Поэтому в конце концов и получили лещей от армии Миниха. И Крым мы забрали у них тогда заслуженно и правильно.
23 октября 2014, 23:52
Не только поэтому, но ещё и потому, что Крым был под властью русов ещё в X веке, когда входил в Тмутараканское княжество. Никаких татар там тогда не было, а территория была захвачена у хазар ещё при Владимире, и даже Святославе Игоревиче, внуке Рюрика. До хазарского владычестваа Крым был сперва боспорским (до нашествия гуннов) и скифским, то есть тоже наш. А ещё ранее он был частью Киммерии, о чём любил вспоминать поэт Максимилиан Волошин, справедливо усматривая в киммерийцах прямых предков великого русского народа. Уважаемый Конан Варвар был киммерийцем. Но это очень древняя история, примерно X век до Р.Х.
24 октября 2014, 13:37
Мало того, что она древняя, так же и спорная, потому как нет точных данных о родстве русских с киммерицами.
24 октября 2014, 15:08
Здесь я могу доверять лишь "Дощкам Изенбека" ("Влесовой книге"):
"Были кимрами отцы наши, и те потрясали Рим, а греков разметали яко поросят устрашенных"

И даже использовал это эпиграфом к своей статье в "Морской газете" за 2001 г.
( поисковик: skif в феврале 2001 народы моря: тайна ледяного континента в морской газете )

А так согласен: о древнем мире у нас вообще нет "точных данных". Даже "Влес-книга" - это лишь список Миролюбова.
24 октября 2014, 15:40
Все оттого, что многие века заинтересованные люди уничтожали настоящую русскую историю. Если где сохранились древние русские ведические знания, так это в Индии. Ведь Будда Шакьямуни был тоже русским!
24 октября 2014, 16:38
Всё верно. Слово Будда однокоренное с русскими словами "будить" и "пробуждать". И смысл тот же. А слово "Шакьямуни" дословно означает "скифский мудрец", поскольку слово "скиф" это грецированная форма слова "сак" или "шак", откуда происходят такие слова как "сага" (сказание) и "закон". Самое древнее историческое упоминание о скифах и русах было сделано примерно III или IV веке до н.э. еипетским жрецом Манефоном, написавшем "Историю Египта". Он сообщает, что примерно в XIII веке до н.э. (если привести в соответствие с нашим календарём) Египет подвергся нашествию "народов моря", которых называли ШАКАРУША, то есть "скифо-русы". Об этом есть в моей книге "Русские корни арийского мистицизма", изданной в 1997 году. Фотокопия на сайте SKIF.
( поисковик: skif русские корни арийского мистицизма александр николаевич новиков )
23 октября 2014, 22:39
да серьезные цифры, и теперь в турции особенно в северной ее части, легко можно встретить светловолосого турка или турчанку, предки тех самых невольников
23 октября 2014, 16:40
Крестьянин - от слова "лес".

К-рестьянин. Звук [к] раньше был слогом ПО, "рест" это то, что растёт, "рест" и "рост" чередуются, от этого слова образовалось слово "лес". Крестьянин, значит, полесянин. Никакими крестами и никаким христианством здесь не пахнет.
23 октября 2014, 22:26
А ребенок, от слова раб произошло?
23 октября 2014, 23:24
Наверное ребенок произошел от слова "ребро"))
23 октября 2014, 23:45
То, что мы сейчас считаем матерными словами, возможно, в прошлом таковым не было. Если у слова "ребёнок" отнять первую букву, то что получится? Впрочем, я не настаиваю на этой версии. Но с функциональной точки зрения, она вполне правдоподобна.
24 октября 2014, 16:18
Это школьники придумали- суешь два пальца в рот и говоришь : ребенок, рыбалка... часто выводы некоторых экспертов кажутся детской игрой, похожей на эту.
24 октября 2014, 16:54
В детских играх и представлениях многие учёные усматривают много недетского. Например, в играх разных периодов детства просматриваются социальные организации прошлых веков человечества. Что же касается затронутой фонетики, то могу напомнить, что у некоторых народов есть трудности с произношением буквы "Р". У других же - с произношением гласных звуков. И т.д.
23 октября 2014, 20:23
Вы проводите неубедительную этимологию, и довольно сложную по структуре.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»