Александр Новиков ЗОНА РИСКОВАННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (Часть 1)

Краткий исторический обзор рабства в цивилизованном мире.


Не верь, не бойся, не проси

Тема рабов и рабовладельцев иногда появляется в публикациях, что само по себе неплохо, поскольку любой человек любой нации содержит в своих генах «рабского» никак не меньше, чем «господского», о чём нельзя забывать даже коронованным особам. Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, чтоб «по капле выдавить» (метафора А.П. Чехова) из них рабов, ибо понимал губительность египетского наследия для своего народа.

Проблема рабства намного серьёзней, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что рабское сознание реплицирует само себя в процессе компенсации униженного достоинства. Это как эпидемия. Диктаторство, тирания и произвол являются изнанкой рабства и произрастают там, где бывшие рабы неожиданно «раскрепостились»... И тогда, вполне закономерно, после Великой французской революции приходит тиран Наполеон Бонапарт, а после Веймарской в Германии — Адольф Гитлер.

Российская революция 1917 года не была исключением. Устранив под чутким руководством европейских товарищей слишком беззубое великорусское самодержавие, она высвободила «сжатую пружину» национального самосознания различных этнических групп. Так, в кратчайшие сроки, нарисованные по линейке наспех, возникли на месте бывших административных губерний царской России многочисленные нацреспублики, края, областя и автономии, населённые с тех пор двумя видами народа: «титульным» и «не титульным»… Параллельно и столь же быстро создалась фискальная система ГУЛага, отчасти европейская по происхождению, отчасти азиатская, но уж никак не русская, поскольку русских в руководстве репрессивно-административного аппарата почти никого не было. Положение начало выправляться лишь в предвоенные, военные и послевоенные годы. Однако при правлении агрария Никиты Хрущёва началось очередное усиление этнических «кланов» в реальном руководстве СССР. Результат известен: ещё одна репликация рабства, на сей раз экономическая.

Реликт печального наследия конечно же присутствует у современных россиян в некоторых элементах культуры. Вот лишь маленький пример, сущая мелочь, казалось бы… Любое заявление, связанное с трудоустройством, начинается в современной России со слова «Прошу…». Но по логике вещей, если так начинать, то документ должен называться «Прошением», а не «Заявлением». Ведь верно? Народ все ещё что-то у кого-то «просит», приподнимая тех или иных функционеров до уровня господ над собой. Как тут не вспомнить булгаковское: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами всё предложат и сами всё дадут!»

А если не предложат и не дадут, то придётся вспомнить дедушку Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

 

Краткий исторический обзор рабства в цивилизованном мире

Весьма значительная часть населения США — потомки рабов. Настоящих. Бывшие европейские и американские работорговцы конечно мерзавцы, но при «смягчающих обстоятельствах». Ведь они лично почти никого не отлавливали в джунглях, а в основном скупали готовый живой товар у африканских царьков, по результатам их межплеменной вражды и жажды наживы. Затем после совершения сделки погрузка на корабли и отправка через Атлантику. Однако до «нового света» на солнечных плантациях Луизианы доплывали далеко не все, и многие невольники, задохнувшись в трюмах, уходили на корм рыбам... Работорговцев это не смущало: в Новый Орлеан они доставляли только самых сильных! так, в духе теорий вульгарного дарвинизма, производитель заботился о качестве своего продукта. Американская работорговля прекратилась лишь в середине XIX столетия. Классик бы сказал: Жестокий век, жестокие сердца.

Это Америка, а что в Европе?

Например, современные греки по генетике — тоже в значительной мере бывшие рабы, поскольку в древности соотношение господ и рабов в их «демократических полисах» достигало 1 к 20 и более, то есть на одного свободного гражданина приходилось до двадцати несвободных; в основном левантийцев, купленных или захваченных в плен для выполнения тяжёлых аграрных работ. Западные историки и философы любят напомнить, что начало европейской демократии — в Древней Греции. Так оно и есть.

В Западной Римской империи положение с «демократией» мало чем отличалось от греческого: на одного италика-«гражданина» приходилось великое множество «не граждан», — бывших карфагенян, галлов, персов, иудеев, германцев и других, чья генетика с тех пор преобладает в крови позднейших итальянцев. Стоит ли удивляться средневековому католическому мракобесию, с невероятно изощрёнными пытками и кострами инквизиции по всей Западной Европе, где женщину иногда могли сжечь за «неправильный» цвет глаз или волос. А тем временем римские папы специальными буллами от имени Господа «освящали» право одних людей порабощать других; как в Европе, так и в остальных частях света.

История евреев? — Сплошные гонения и «пленения» (к чему этот эвфемизм?), то есть рабство: у египтян — 400 лет; затем почти 70 лет «Вавилонского пленения» у халдеев; затем у римлян после Иудейской войны; и последнее «пленение» у нацистов в концлагерях, не столь продолжительное, но жестокое.

 

Статья «Бревно и сучок» мадам Блаватской

А вот в Англии рабское наследие дольше всего продержалось в виде типичной гендерной дискриминации. В избирательных правах английские женщины были уравнены с мужчинами лишь в 1928 году! Да и то после изнурительной и поэтапной борьбы. Десятью годами ранее, в 1918 году, из-за сильной нехватки мужчин, выбитых войной, им, наконец, разрешили участвовать в выборах, но лишь по достижении 30-летнего возраста. Отчасти здесь показатель того, насколько серьёзно англичане относятся к своему законодательству.

Елена Петровна Блаватская, отлично  знавшая особенности «женского вопроса» в туманном Альбионе, написала в 1890 году весьма эмоциональную публицистическую статью под названием «Бревно и сучок», где среди прочего цитирует крупнейшего английского философа и социолога Герберта Спенсера:

«Жену в Англии можно было купить с пятого по одиннадцатый век, и ещё в семнадцатом веке добропорядочные мужи не считали для себя зазорным бить своих жён. Джентльмены (!) устраивали увеселительные прогулки в Брайдуэлл, чтобы полюбоваться тем, как несчастных женщин подвергают бичеванию. Публично бичевание женщин было отменено в Англии лишь в 1817 году.» (конец цитаты)

Статья Блаватской посвящена не столько положению туземных женщин-рабынь в колониях Британской империи, сколько обычным англичанкам из разных слоёв общества, включая представительниц благородных семейств. И кто знает, быть может, мода на плёточки в стиле садо-мазо зародилась именно в женской тюрьме Брайдуэлл, рядом с древним колодцем Святой Бригиты, где скучающие денди утоляли свою жажду?

Позднее тема женского юридического и экономического бесправия в браке легла в основу эпохального романа Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», написанного, как мне кажется, под сильным влиянием Льва Толстого, но в совершенно иных реалиях. Согласно законам Королевства, женщина в английском браке была бесправна юридически и экономически, словно купленная рабыня, — автор акцентирует этот момент на примере бракоразводных взаимоотношений главных героев семьи Форсайт: Ирэн и Сомса. Напомню, что в более раннем русском романе «Анна Каренина» основой сюжета является моральный и юридический аспект адюльтера, но отнюдь не экономический. В статье «Бревно и сучок» Елена Петровна отмечает, что в России женщины уже при правлении Екатерины II имели практически равные права с мужчинами.

(продолжение следует)

Комментарии

21 октября 2014, 16:16
У не раба или не крепостного всегда есть выбор, как минимум в свободе перемещений, ты можешь встать и уйти, в этом наша главная свобода
21 октября 2014, 19:51
Встать и уйти ты можешь, но станешь ли ты это делать? Всегда проще будет остаться и тянуть свою лямку... Посмотрите на сегодняшнюю Америку - большая там свобода выбора? Наоборот, все стараются больше молчать и пахать как папа Карло, боясь увольнения. Свободный народ.
21 октября 2014, 20:36
Как говорил Тайлер Дерден - "все мы лишь жалкая кучка испражнений жизни..."(((
21 октября 2014, 14:45
Раб - это невольник. Человек с ограниченной свободой. И если и есть в нашем обществе НЕ рабы, то это, как мне кажется, только малые дети. Поскольку только малые дети ограничены только волей своих родителей. Потомственных рабов, ограниченных законами и моралью.
21 октября 2014, 13:33
Если честно, все эти размышления о рабских идеологиях и генотипах просто бред. Можно начать с того, что каждый из нас раб. Раб греха, раб низменных страстей, вожделения, алчности, злобы и ненависти. Где вы видели свободных по-настоящему людей, свободных ото всех желаний? Рабы все, и сегодняшнее рабство гораздо страшнее рабства крепостного. Так как сегодняшнее рабство отменить нельзя.
20 октября 2014, 23:12
Автор давай еще, но ответь пожалуйста на вопрос, как быть с крепостным правом, в царской России?
21 октября 2014, 10:34
На эту тему на РП у меня был пост 20 июля 2014. Тот же материал легче набрать в поисковике:

skif сказ о том, как на банных чтениях позабыли про юрьев день
21 октября 2014, 20:33
Как же, помним-помним... отлично получается!
А продолжение будет про Восток и Азию?
21 октября 2014, 12:52
А есть еще вопрос, как быть с тем, что в Чечне до сих пор нет закона запрещающего рабства или он уже появился?
21 октября 2014, 13:28
А Чечня это вообще-то Россия и живет по законам РФ. А в УК РФ есть статья о незаконном лишении свободы со всеми вытекающими. Учи матчасть, студент, ра рабовладение у нас давно наказывают
21 октября 2014, 19:52
Тем не менее, предложение рождает спрос. А безмолвные мигранты зачастую сами провоцируют работодателей своей покорностью совершать в отношении них всякие противоправные действия.
21 октября 2014, 21:01
У них просто нет выбора. Приехал ты в чужую страну, работать за копейки,с собой только пара вещей сменных и паспорт. Хочешь не хочешь будешь работать на тех условиях, которые скажут.
22 октября 2014, 14:28
Да они и у себя на родине не особо прыткие. Недавние события в Таджикистане это доказывают.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»